25 октября вступил в силу запрет на полеты российских авиакомпаний в Украину. О том, что взлеты и посадки самолетов с триколором на борту отныне запрещены, стало известно за месяц до этого, 28 сентября, когда Киев в одностороннем порядке и в нарушение всех существующих норм и положений о воздушном сообщении оповестил о закрытии своего неба для Москвы. Россия тут же приняла контрмеры, запретив прилетать украинским самолетам.
Экономическое и политическое противостояние между двумя странами вступило в новую фазу. Возможность добраться из Киева в Москву за 1 час 20 минут канула в прошлое. Осталось только посчитать, какая сторона проиграла больше от «закрытого неба». И вот тут, после тщательного аудита специалистов, выяснилось, что последствия санкций напоминают улицу с односторонним движением, а не паритетный урон.
Начать следует с того, что ежемесячно между Россией и Украиной летали до 100 тысяч человек. В 2013 году только по маршрутам «Борисполь — Шереметьево» и «Борисполь — Домодедово» перевезли около 900 тысяч человек.
При этом, согласно официальным данным Росавиации, 70% от этого числа граждан — украинцы. Многие из них в России работают. Теперь, чтобы выбраться домой или вернуться на место трудовой деятельности, придется летать кругами: с пересадками, через соседние страны, переплачивая, проводя в дороге гораздо больше времени, чем ранее. Значительную часть составляли транзитные пассажиры из Украины. Добраться до многих интересных — в плане туризма или бизнеса — стран можно было только из Москвы. Наконец, у кого-то в России остались родственники, родители. С 25 октября обо всем этом можно забыть. Замечательно!
При этом надо учитывать, что многие постоянные пассажиры рейсов между Украиной и Россией покупали билеты заранее. Сейчас они, как говорится, попали. По мнению правительства Яценюка, они сами виноваты в том, что приобретали билеты у всяких там «Аэрофлотов» и «Трансаэро». Поэтому и выкручиваться, по логике Кабмина, должны сами. Российские авиакомпании пообещали вернуть стоимость билетов. Но ситуация все равно неприятная.
Теперь о потерях авиаперевозчиков. На первый взгляд, от запрета полетов больше пострадают российские компании. Напомним, что в Украину летали «Аэрофлот» (основной перевозчик), «Трансаэро», «Россия», «Сибирь» и «Ютейр». В среднем за неделю они делали 70 регулярных рейсов. В Россию же летали 3 украинские компании — «Международные авиалинии Украины», «Мотор-Сич» и «Днеправиа».
Может показаться, что нанесен серьезный экономический удар по российским авиакомпаниям. Но это не так. По оценкам специалистов отрасли, потеря украинского направления для самолетов из России неприятна, но не смертельна. Суммарный ущерб авиакомпаний, как считают аналитики, не превысит 1% от пассажиропотока. Понятно, что в нынешних экономических условиях даже это не очень приятно. Но пережить можно.
Еще одна проблема для российских авиакомпаний — необходимость облетать территорию Украины. По подсчетам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта России, перевозчики будут терять десятки миллионов долларов. Ведь самолетам, летящим в Турцию или страны Европы, придется делать крюк, который удлинит время полета примерно на 40 минут. При этом, как стало известно, перевозчики поднимать цены на билеты не собираются. Не та сегодня экономическая ситуация. Более того, многие из авиакомпаний, как выяснилось, над территорией Украины и так уже больше года не летают. После катастрофы малазийского «Боинга».
В общем, с финансовыми проблемами российских авиакомпаний разобрались. Как-то они выживут. А вот для «Международных авиалиний Украины» потеря направления имеет все признаки катастрофы. «МАУ» и так с трудом находит себе место на мировом рынке воздушных перевозок. Прекращение пассажиропотока из России может стать отправной точкой последующего банкротства компании. Неслучайно, что, как только стало известно о намерении правительства закрыть небо для российских компаний, пресс-служба «Международных авиалиний Украины» распространила заявление, признав, что «МАУ» находится «в зоне самого острого риска».
Правда, через несколько дней авиакомпания резко передумала. Видно, получила пинка. Из следующего заявления ее пресс-службы стало известно, что санкции, которые ввел Киев в отношении российских перевозчиков, — абсолютно правильные меры. Раз так решили — значит, так тому и быть. А вот зеркальный ход Москвы — абсолютное нарушение всех законов и правил, произвол в чистом виде и все такое.
Тем самым «Международные авиалинии Украины», принадлежащие, как известно, господину Коломойскому, признались в том, что дела у национального перевозчика не то что плохо, а очень плохо. Первоначальный подсчет потерь «МАУ» дал цифру в 35,6 миллиона долларов, из которых половина — из-за прекращения выполнения рейсов. Затем сумму финансовых утрат пересчитали. Новая цифра — 10 миллионов долларов.
Тоже немало. Особенно если учитывать, что 2014 год «Международные авиалинии Украины» закончили с убытком в 1,7 миллиона гривень. Интересно, что последний «домайданный» год компания завершила с чистой прибылью в 19 миллионов гривень. Закрытие российского рынка ставит жирный крест на планах «МАУ» выкарабкаться из финансовой пропасти. Ведь пассажиропоток — в первую очередь из-за обнищания населения — продолжает падать. А тут еще санкции...
Что же касается двух остальных украинских перевозчиков, выполнявших регулярные рейсы в Россию, то для них угроза банкротства становится еще боле реальной. По признанию коммерческого директора «Днеправиа» Сергея Посылаева, «доходы снизятся на 30% — это для нас очень существенный объем, на грани смерти». Не лучше финансовая ситуация будет и у «Мотор-Сич».
Следующая статья убытков — аэропорты. Ритуальное изгнание российских авиакомпаний оборачивается серьезным недобором денег в виде сборов за обслуживание самолетов. К примеру, международный аэропорт «Жуляны» (Киев), входящий в пятерку крупнейших в Украине, уже все посчитал. Потеря его доходов от обслуживания «Трансаэро», выполнявшей 2 рейса в день на Москву, составит 30% от прежнего объема. В денежном выражении это минус 90 миллионов гривень в год.
Примечательно, что размер сервисного сбора за прием воздушного судна и обслуживание пассажиров каждый аэропорт устанавливает в индивидуальном порядке. Речь идет, естественно, о тысячах долларов. С этих денег аэропорты, в общем-то, и живут. Лишатся их — значит, сотрудники останутся без работы, начнутся массовые сокращения и увольнения. Кому сказать за это спасибо?
Теряет и «Украэрорух» плату за использование воздушного пространства иностранными самолетами. По подсчетам Госавиаслужбы Украины, недобор составит порядка 8-10 миллионов долларов в год. Финансовые потери вышеназванных предприятий и структур зеркально отразятся на объемах отчислений в бюджеты всех уровней. По подсчетам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, суммарная цена убытков от запретительных процедур составит от 50 до 100 миллионов долларов. В правительстве кто-то подумал об этом, когда принимал решение запретить полеты российской гражданской авиации?
Что будет дальше? Пока прогнозировать трудно. Киев, правда, решил немного смягчить свою позицию, заявив, что есть условия, выполнение которых Москвой позволит вернуть прежний формат воздушного сообщения между Россией и Украиной. Беглое ознакомление со списком выдвинутых требований позволяет сделать вывод: никакого восстановления не будет. Значит, небо остается закрытым.
Формально в этой ситуации единственной выигравшей стороной остаются украинские железнодорожники. Запрет на экономическую деятельность введен только для одного железнодорожного перевозчика из России, к тому же эта компания не возит пассажиров. Правда, российские пассажирские поезда в Украину практически не ходят. Остался транзитный «Москва — Кишинев» с остановками в Киеве и ряде других украинских городов. Остальные 7 поездов, соединяющие Россию и Украину, принадлежат «Украинским железным дорогам» и железнодорожным администрациям ряда стран СНГ. Большая часть из них отправляется из Москвы и идет в Николаев, Харьков, Киев, Кривой Рог, Одессу и Львов. Есть еще поезд «Санкт-Петербург — Киев», тоже украинского формирования.
Можно предположить, что украинские железнодорожники, начиная с 25 октября, радостно потирают руки. Но кто знает, вдруг правительство Яценюка захочет закрыть не только небо, но и дорогу?
Олег Набатов, «ВРЕМЯ.UA»